Зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между зимой и
летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был
приурочен праздник Троицы. В обрядах зеленых святок приветствовали
первую зелень и начало летних полевых работ.
Цикл зеленых святок состоял из нескольких обрядов: внесения в село
березки, завивания венков, кумленья, похорон кукушки (Костромы или
русалки). Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы. Как и
во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые,
изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях, исполнявшихся во
время зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и
трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало
благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки
показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесаная и
прядения. Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в
которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы,
засыпания в погреб проса.
В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую
функцию. Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах
гуляний. В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их
сушили и хранили в укромном месте весь год. После начала жатвы растения
клали в житницу или подмешивали к свежему сену. Из листьев деревьев,
собранных во время праздника, вили венки, клали их в горшки, где
высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие растения обладают
магической силой.
Чтобы обеспечить высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С
ним связан обычай «плакать на цветы» — ронять слезинки на дерн или пучок
цветов.
После завершения специальных молитв все участники отправлялись на
кладбище, где украшали ветками березы могилы и устраивали угощение.
Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ
Костромы, связан с завершением зеленых святок, обряды и ритуалы, часто
принимали форму ритуальных похорон.
Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина,
наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках. Ее выбирали из
участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали
кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую Кострому» укладывали на
доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а
празднование завершалось купанием.
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В
сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в
землю, сжигали на костре или бросали в реку. Считалось, что на следующий
год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие
полям и растениям.
А у нас на работе что-ть укладываем-укладываем-укладываем... потом разбираем-разбираем-разбираем.. И иногда кто-нть при таких работах затягивает песню: "Мы мочили - мы мочили, Потом начали сушить. Мы сушили - мы сушили, Потом начали мочить..." И так далее... Так это оказывается обрядовая ритуальная песня собпроводждающая трудовые подвиги в традиционном для словян стиле при сборе льна! Во истину - вот оно чего оказывается!