Пост Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы называется Великим постом по особой важности его установления.
Он установлен, главным образом, в память сорокадневного Поста Иисуса
Христа, вскоре после Своего крещения удалившегося в пустыню и
постившегося там (Мф. 4, 2), а также сорокадневного Поста Моисея (Исх.
34, 28) и Илии (3 Цар. 19, 8).
О том, что Пост был установлен Апостолами и длился сорок дней почти с
начала его установления, есть свидетельства с глубокой древности, а
само название «Четыредесятница» часто встречается в древних письменных
памятниках.
Однако, соблюдался Пост Святой Четыредесятницы (длившийся повсюду 40
дней) в древней Церкви не в одно и то же время. Это зависело от
неодинакового счисления дней Поста и дней, когда он разрешался. В
Восточных Церквях существующий и доныне порядок хранения Великого Поста
установился в IV веке.
Великий Пост состоит из сорокадневного Поста (Четыредесятницы) и Поста
Страстной седмицы «ради спасительных страстей» Христовых. В
Постановлениях апостольских о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (Четыредесятница) прежде Поста Пасхи (Страстной седмицы)» (кн. 5, гл. I).
Древние христиане соблюдали Великий Пост с особой строгостью,
воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни)
часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя хлеб и овощи.
Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца. Правила соблюдения Великого Поста отражены и в Уставе церковном
(Типикон, гл. 32). Особо строгий Пост Православная Церковь предписывает
в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В понедельник и
вторник первой седмицы предписывается соблюдать высшую степень Поста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает».
В остальные седмицы Поста, кроме суббот и воскресений, — сухоядение. В
субботние и воскресные дни разрешается сваренная пища с елеем
(растительным маслом). И только в праздник Благовещения, если он
приходится не в Страстную седмицу, разрешается вкушение рыбы.
Церковь строго осуждает нарушающих Великий Пост, но, действуя в духе
любви и милосердия Божия, не возлагает правил пощения во всей полноте
на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуждает их от участия в
радости причащения и Пасхи. Но немощные телом, как и здоровые, обязаны
во время Великого поста творить дела любви и милосердия и, равно как и
в другие посты, хранить духовный пост от грехов.
В многочисленных стихирах и тропарях служб Святой Четыредесятницы
Церковь разъясняет сущность истинного Поста как средства духовного
возрождения: время духовного подвига, упрочения себя в самоотвержении,
умерщвления греховных пожеланий. Поэтому Церковь в своих песнопениях
Святую Четыредесятницу называет веселым временем Поста.