В 14 день Чатурдаши Кришна-пакша темной половины месяца Мага
празднуется Великая Ночь Господа Шивы — Маха Шиваратри (Maha
Shivaratri).
Индуистские писания, в частности, Сканда-Пурана, описывают четыре вида Шиваратри:
Первый — Нитйа Шиваратри (ежедневный Шиваратри — каждую ночь).
Второй — Маса Шиваратри (ежемесячный Шиваратри), который соблюдается в
четырнадцатый лунный день (Чатурдаши) убывающей Луны (Кришна-Пакши).
Третий — Магха-Пратхам-Ади Шиваратри, который соблюдается в течение первых тринадцати лунных дней месяца Мага.
Четвертый — Маха Шиваратри, который соблюдается в четырнадцатый лунный
день (Чатурдаши) убывающей Луны (Кришна-Пакши) месяца на Мага. В ночь
этого Чатурдаши Шива почитается в течение всей ночи. В эту ночь, согласно преданию, Господь Шива совершил тандава — танец первичного творения, сохранения и... разрушения.
Йогины и тантрики почитают Бога в Его двух основных проявлениях: как
Шиву — Отца Мира, и как Шакти — Матерь Мира. В своей сущности Шива и
Шакти представляют собой единое начало. Это не два бога — это Единый
Господь, это Бог и Его Сила.
Преданные Шиве обращаются к нему в течении всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку, повторяя мантры и выполняя другие ритуалы.
На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященных
различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы
и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме
того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста,
переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.
В различных областях Индии обряды несколько отличаются. Особо Маха
Шиваратри празднуется в Варанаси (Каши) — священном городе Господа Шивы
и в Кашмире — области, где почитание Шивы было особенно сильно развито. В 9 столетия Кашмирский святой поэт Утпалдева, описывая Шиваратри,
написал: «Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звезды,
приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая собственное сияние».
Кашмирские пандиты обычно праздновали Шиваратри в течение 23 дней.
Сначала шесть дней были посвящены очищению дома и покупке предметов для
Пуджи. Затем 2-3 дня проводились в благочестивых молитвах. Один день
был предназначен для дарения подарков. Два дня почитались Бхаиравы.
Один день был предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый
старший человек в семье делал подарки всем членам семьи. Затем день
почитания Шивы.
На следующий день раздавался прасад из грецких орехов и рисовых
пирогов. В прошлом праздник часто продолжало до Аштами (8-го лунного
дня). Последний день также отмечает конец зимы и празднуется сжиганием
кангри. Была большая радость и веселье вокруг. Люди надевали новую и
самую лучшую одежду и семьи сидели вместе и наслаждались игрой с
морскими раковинами.