В советское время на протяжении многих лет имя Казимира Малевича
находилось под негласным запретом. Сам художник в течение своей жизни
также немало способствовал тому, чтобы максимально запутать факты личной
и творческой биографии, предельно затруднить любые попытки внешнего
проникновения в то удивительное явление, тот сгусток тонкой психической
энергии, который мы называем Казимиром Малевичем.
"Жнец на красном фоне"
Казимир
Северинович Малевич родился (11) 23 февраля 1878
года близ Киева. Однако есть и другие сведения о месте и времени его
рождения.
Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал
управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника
Терещенко (по другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и
фольклорист). Мать была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось
четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста.
Казимир был первенцем в семье. Рисовать начал учиться самостоятельно,
после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В
возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе.
В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал
мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые
работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже художник стал
одним из активных участников футуристических выставок.
"Атлеты"
Был ли Малевич всего лишь художником-недоучкой? Достиг бы он высоких
творческих вершин, если бы пытался реализовать свой талант в
классических направлениях живописи? Эти вопросы никогда не найдут своего
ответа.
Приход Малевича был обусловлен временем. Предреволюционное, зыбкое время
уже выводило на сцену новое поколение творцов. Казимир Малевич очень
тонко и остро чувствовал эти нарастающие подводные течения судьбы и умел
попадать в самый эпицентр их круговорота, всякий раз успешно оказываясь
на поверхности.
Полуграмотный самоучка, ставший всемирно известным художником,
директором Ленинградского государственного института художественной
культуры, автором целого ряда теоретических изданий, создателем
собственного направления в изобразительном искусстве (супрематизма),
Казимир Северинович не был случайным человеком.
"Чёрный
квадрат"
Ловко лавируя в событийных потоках, Малевич поражал современников своей
уникальной способностью поляризовать, наполнять энергией окружающее его
пространство. Его произведения всегда вызывали и продолжают вызывать
постоянные споры и столкновения самых противоположных точек зрения.
Известный в России, в основном, как автор «Черного квадрата», за
границей он стал подлинным символом революционного искусства.
Малевич умер 15 мая 1935 в Ленинграде. Творческое наследие художника до сих пор не
получило и вряд ли когда-либо получит какую-то однозначную оценку
специалистов и поклонников живописи. Однако его гигантский масштаб не
могут отрицать даже самые ярые противники Казимира Малевича.